Вы здесь: Главная > Халаты белые, глаза печальные

Халаты белые, глаза печальные

Ты, читатель, с большой охотой ходишь в поликлинику? Нет? А почему, задумывался? Очереди, волокита, грубость, навязывание ненужных услуг… Вот лишь неполный «комплект» того, что отталкивает пациента от бюджетной медицины. И это несмотря на то, что казенные ассигнования постоянно растут, а два года назад в крае завершилась программа модернизации медицины стоимостью почти 10 млрд. рублей.

Из этой суммы 380 миллионов было направлено на информатизацию – закупку компьютеров и информационных терминалов, подключение высокоскоростного интернета, обновление сайтов медучреждений…

Только траты ушли почти впустую. Об этом на прошлой неделе говорили на круглом столе в управлении Роспотребнадзора, который провела краевая организация защиты прав потребителей.

Ее руководитель Лейла Сароян привела результаты соцопроса пациентов поликлиник в Ставрополе: опросили сто человек, из которых большинство ничего не знают о своих правах.

Например, только 17 человек знают, что вправе пройти бесплатную диспансеризацию (причем прошли ее лишь 8 из ста). Между тем с 2013 года диспансеризация в России вновь стала общедоступной: она включена в программу обязательного медстрахования (ОМС), а медики получают из бюджета надбавки за диспансеризацию. Любой гражданин раз в три года может пройти осмотр профильных специалистов, сдать анализы, сделать ЭКГ и флюорографию.

По словам Сароян, в поликлиниках отсутствует информация о том, какие процедуры входят в комплекс диспансеризации, когда и как их можно пройти. Чтобы просто получить справку, нужно отстоять очередь к участковому терапевту.

То же самое и с другой программой – бесплатного обеспечения лекарствами детей в возрасте до трех лет. В бюджете края заложено на это почти по полторы тысячи рублей на каждого ребенка. Да только, судя по соцопросу, о существовании такой программы знает лишь семь человек из ста, остальные уверены, что она касается только малоимущих или инвалидов.

И даже среди тех мамочек, кто о программе бесплатных лекарств слышал, ни одна в глаза не видела полный перечень причитающихся препаратов. Нет его ни на сайтах медучреждений, ни на информационных стендах.

Приглашенные на круглый стол чиновники этими цифрами были немало удивлены. Замначальника краевого управления Росздравнадзора Марина Лиховидова уверенно заявила: за последние два года к ним не поступило ни одной жалобы по поводу обязательного лекарственного обеспечения деток.

Замминистра здравоохранения Маргарита Кузьменко говорит, что, судя по отчетам с мест, охват диспансеризацией на Ставрополье 95%-ный (в прошлом году должны были ее пройти почти полмиллиона человек).

Замначальника отдела правовой защиты краевого ФОМС Ирина Базнамина привела цифры проведенного соцопроса: из 2600 участвовавших в нем ставропольцев более 80% качеством диспансеризации полностью довольны. По словам Базнаминой, за прошлый год фонд распространил по медицинским учреждениям тысячи памяток и листовок, на радио и телеканалах выходили рекламные ролики, зазывали идти на обследование в поликлинику даже из громкоговорителей на рынках.

Выходит, все впустую? Или цифрам статистических отчетов вообще не стоит доверять? Другое дело – результаты проверок, тут уж благостную картину не нарисуешь. Главный специалист краевого Роспотребнадзора Галина Звягинцева привела такие цифры: за прошлый год ее ведомство проверило 116 медучреждений, и в 89 выявили нарушения при оказании платных услуг. Типичные – когда пациентам не выдают на руки договоры, сметы и даже квитанции об оплате. А если у больного начались осложнения, то без документа он даже не может доказать, что лечился у энного врача.

Причем чаще всего грешат этим не коммерческие, а муниципальные учреждения (по словам Звягинцевой, за одну проверку выявляется по десятку нарушений). Есть множество примеров, когда отдыхающим в здравницах Кавминвод навязывали дорогие или вообще ненужные услуги: их включают в стоимость путевки в нарушение медстандартов.

Или еще пример. Коммерческая фирма арендует помещения на территории бюджетного учреждения, оказывая платные услуги. Но пациента об этой «смене вывески» сознательно не предупреждают, чтобы жаловался он на поликлинику, а не на частную фирмочку.

Пользуются лазейками в законодательстве и продавцы якобы «чудодейственной» косметики: к оборудованию их кабинетов закон предъявляет строгие требования, которые часто не соблюдаются. А есть и откровенные мошенники: скажем, частные врачебные кабинеты в Ставрополе работают вообще без лицензии.

Что влечет граждан в лапы таких аферистов? То же, что и порождает незнание своих прав при диспансеризации и лекарственной помощи. Невежество основной массы населения на фоне чиновничьего головотяпства и очковтирательства.