Вы здесь: Главная > Поколение 2000-х: семья дороже денег

Поколение 2000-х: семья дороже денег

Поколение 2000-х сформулировало свои цели и пристрастия — и обнаружило разительные отличия от поколения 90-х

Главной ценностью нового поколения россиян, не прожившего еще четверти века, является семья, а вовсе не материальные блага, безраздельно владевшие умами поколения 90-х. Это открытие сделали социологи фонда «Общественное мнение» (ФОМ), эксклюзивно предоставившие «Труду-7» результаты своего последнего исследования.

Семейные карьеристы

Семью назвали самой важной ценностью почти две трети (62%) участников общероссийского опроса, проведенного ФОМом в феврале-марте этого года по заказу фонда подготовки кадрового резерва «Государственный клуб». На втором месте оказалась любовь, на третьем — дружба. И только на четвертом месте оказались деньги — именно их респонденты в возрасте от 16 до 25 лет считают главной ценностью. Они превыше всего только для 38% опрошенных.

— Ценности поколения «нулевых» лет — мы еще называем его поколением Y — можно разделить на две большие категории: семейно-сентиментальные и прагматичные, — рассказывает «Труду-7» директор проекта фонда «Новое поколение» Лариса Паутова. — Нынешняя молодежь не собирается повторять ошибки своих предшественников из поколения X, готовых легко пожертвовать семейными ценностями ради карьеры, успеха и денег. «Игреки» же пытаются усидеть на двух стульях, в большинстве своем они не готовы жертвовать личным ради интересов дела.

Заметнее всего различие в мировоззрениях двух поколений при ответах на вопрос о том, какие жизненные цели они ставят перед собой. Он задавался молодым людям в 2002 году, задается и сейчас. Семь лет назад на первом месте стояли материальные цели (деньги, квартира, машина), затем — получение образования, карьера. Создание семьи, рождение и воспитание детей занимали скромное четвертое место — их целью своей жизни называли только 13% респондентов. В 2009 году таких стало вдвое больше. А на первое место вышли трудовые цели, то есть хорошая работа и успешная карьера.

— Новое поколение в гораздо большей степени нацелено на успех, чем предыдущее, — констатирует Лариса Паутова. — Инициативными людьми себя считают две трети респондентов. Быть не такими, как все, хочет почти половина опрошенных. Но в то же время «игреки» более восприимчивы к традиционным, в том числе семейным ценностям, поэтому мы их называем поколением семейных карьеристов.

Пять слоев для новой России

Исследование ФОМа позволило выделить внутри нового поколения пять типов, которые, по мнению социологов, являются прообразами будущих слоев российского общества. Оно, по мнению Ларисы Паутовой, будет гораздо более разнообразным, чем сегодня, именно по причине неоднородности нынешней молодежи.

Самую многочисленную группу (больше трети опрошенных) составили те, кто назвал своими главными ценностями семью, власть и деньги. Это патриархальные консерваторы, ядро поколения Y. Юноши — из тех, что несут все в дом и с почтением относятся к начальству и власти вообще. Девушки стремятся не только создать семью и родить детей, но и успеть при этом сделать карьеру. И те и другие — оплот стабильности, главная гарантия общества от политических и социальных потрясений.

Второй по численности (около 20%) оказалась группа, которую можно назвать приверженцами либеральных ценностей. Для них важнее всего карьера, самореализация, творчество. Они стремятся не просто заработать много денег, но и познать и реализовать себя с помощью работы.

Три оставшиеся группы примерно одинаковы — в каждую входит около 10%. Одну можно назвать христианской: это молодые люди, считающие главными ценностями духовность, милосердие и нравственность. Другая группа — группа альтруистических активистов. Эти участники исследования фонда «Общественное мнение» выбрали в качестве приоритетов справедливость и служение обществу.Наконец, последний слой сегодняшней молодежи составляют гедонисты, в первую очередь ориентированные на получение удовольствия от жизни, комфорт и развлечения. Именно они переживают сегодня самые нелегкие времена. Возможно, из-за кризиса им придется переосмыслить свои ценности, предполагают социологи.