Вы здесь: Главная > Новая «битва за Полтаву»?

Новая «битва за Полтаву»?

День Полтавской победы — особый в истории нашей страны. Именно после этой ошеломительной и блестящей победы в 1709 году о нашем государстве во весь голос заговорили в Европе и Азии. И все последующие годы Россия подтверждала свое особое отношение к Полтаве, ведь дальнейшая воинская слава русского оружия, русской армии, слава Бородино и Севастополя, Гангута и Сталинграда берет свое начало на этом малороссийском поле при непосредственном и немаловажном участии братского украинского народа.

Вместе с тем неоднозначность оценки этого события современной украинской историографией заставляет задуматься: почему сегодня ее усилиями и под диктовку нынешней политической элиты Украины развязывается новая «битва за Полтаву» и вбивается клин между славянами, веками жившими единым государством, будь то Киевская Русь, Российская империя или Советский Союз? Почему факт измены гетмана Мазепы с небольшой горсткой казаков возведен украинскими историками и политиками до ранга «национального подвига»? Почему президент Ющенко не пригласил представителей руководства России на празднование 300-летия битвы?

Ответы на эти вопросы очевидны. Новая «битва за Полтаву» — в умах у тех, кто хотел бы, чтобы она была. Тех, кто, спекулируя историческими фактами, пытается убедить народ, что Россия только и делала, что порабощала и угнетала Украину. В одном из своих последних интервью президент Ющенко откровенно говорит о том, что если его не изберут президентом на следующий срок, то Украина снова превратится в колонию (понятно чью). Поэтому неудивительно, что даже дата Полтавской битвы трактуется сегодня украинским руководством по-своему.

У нас День воинской славы России — Полтавская победа — установлен Федеральным законом «О днях воинской славы (победных днях) России» 10 июля. При Петре I день 27 июня отмечался как табельный праздник «Преславная победа под Полтавою». По историческому строгому пересчету битва произошла 8 июля (разница между старым и новым стилем составляет для XVIII века 11 дней), но в данном случае смешение двух календарей и пересчет всех дат по церковному календарю с разницей в 13 дней восстановил истину, ибо Полтавская битва произошла в день Самсона Сеногноя, как зовется он в Месяцеслове.

Вместе с тем, а как мы можем праздновать порознь? Нам нечего делить. У нас одна история. Ее невозможно переписать. Как отметил статс-секретарь — первый заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин, «мы будем праздновать это событие вместе с представителями полтавской власти, украинским МИДом. Соответствующий план есть и в Полтаве, и у нас. Подготовлена целая программа, включающая научные семинары и литературные чтения». В этой связи не случайно, что в России праздничные мероприятия в честь Полтавской победы пройдут в течение почти двух недель — с 27 июня по 10 июля. То, что произошло под Полтавой, — факт исторический. Это праздник истории. Это дата, заставляющая нас задуматься о наших корнях. О том, насколько нетерпимыми являются попытки переписать и как-то видоизменить толкование истории.