Вы здесь: Главная > Как учат хороших еврейских девочек и мальчиков

Как учат хороших еврейских девочек и мальчиков

Израильское образование — одно из самых высокобюджетных в мире, государственные инвестиции составляют около 30 млрд шекелей (8 млрд долларов) ежегодно, а это весьма значительная сумма, особенно в пределах столь небольшой страны. Однако бюджетами дело не ограничивается: недавняя Нобелевская премия профессора Института им. Вейцмана биохимика Ады Йонат окончательно вдохновила Министерство просвещения Израиля на рождение проекта «Команда гениев».

Нет, речь не о КВН. За амбициозным названием кроются реальные карьерные перспективы для сегодняшних школьников: отобранные по результатам специального экзамена 15 подростков с IQ свыше 155 баллов получили по личному профессору. В обязанности научных светил с мировым именем, преподающих в израильских вузах, отныне входят индивидуальные занятия с участниками программы раз в две недели, интеграция юных гениев в исследовательскую деятельность, передача опыта, а также консультации в выборе будущей профессии.

«Юноша, с которым я занимаюсь, обладает очень высоким потенциалом и при надлежащем развитии может далеко пойти», — говорит профессор Института им. Вейцмана Эхуд Духовный. Он курирует ученика выпускных классов по предмету «физика элементарных частиц», а также консультирует его по математике. В планах профессора подключить будущего гения к собственным разработкам, в частности к эксперименту, в котором задействован крупнейший в мире ускоритель элементарных частиц — БАК, — находящийся под Женевой. Предстоящая гастроль за границу — чем не прекрасный мотивирующий фактор для школьника?

При этом университетские занятия не отменяют школьной программы — участникам «команды» придётся пожертвовать значительной частью свободного времени, чтобы успевать выполнять поставленные перед ними задачи и тренироваться к выпускным экзаменам одновременно.

А пока ребята готовятся…

Среднее школьное образование в Израиле заметно отличается, к примеру, от российского: в младшеклассниках гуляют целых шесть лет, пользуясь всеми привилегиями младшеньких — ученикам не ставят оценки, практически не задают на дом, в классе малышня сидит не за партами, а на стульчиках за общим круглым столом. По сути, первые школьные годы ― продолжение старшей группы садика, которая в Израиле — обязательная подготовительная ступень перед школой.

Немудрено, что после шести лет расслабухи три года средней школы кажутся драконовыми мерами для непривычных к учёбе ребят. Иногда третью ступень объединяют со старшими классами, где уровень нагрузки становится максимальным — здесь не столько учат, сколько тренируют сдавать экзамены на аттестат («багрут»). Сумма баллов багрута является одним из важнейших факторов при поступлении в вуз, поэтому основная задача учителей — чёткие формулировки вместо пространных разъяснений и прицельная подготовка к тесту.

Вокруг трёхступенчатой системы среднего школьного образования постоянно бушует пламя дискуссий — оправдывает ли себя такой подход, если при огромных инвестициях в образование средние показатели успеваемости, мягко говоря, не радуют?

Так, на международном экзамене по качеству чтения и пониманию текста (PIRLS), проведённом в 2006 году среди четвёртых классов 45 стран мира, израильские школьники заняли 31-е место, а в 2007 году провалили международный экзамен TIMSS, где переплюнули собственный «рекорд» 2003 года — тогда они умудрились занять 23-е место из 150. Россияне по многим параметрам опередили израильских одногодок, что особенно расстроило Министерство просвещения Израиля — от хороших еврейских мальчиков и девочек ждали совсем иного результата. Впрочем, последние данные с экзамена для первокурсников факультета журналистики знаменитого МГУ удивляют ещё больше — 82% студентов, 15 из которых набрали на ЕГЭ по 100 баллов, провалили диктант.

Унифицированные тестовые системы, которые в России только набирают обороты, в Израиле практикуются по западному образцу уже давно. Они привели к замещению качества количеством: дети с трудом пишут на родном языке, испытывают трудности в элементарном счёте, но способны идентифицировать верный ответ на экзамене. Кроме того, общие тесты не могут дать реальную оценку знаниям, а только лишь сообразительности. Поэтому для отбора в «Команду гениев» Министерство просвещения Израиля учитывало не только результаты обязательного для поступления в старшие классы школы тестирования, но и личные рекомендации педагогов и психологов.

Роман Шнайдер, педагог старших классов, заместитель директора Израильской ассоциации в поддержку детей-репатриантов, комментирует:

«Мы вынуждены учить свои классы сдавать экзамены, натаскивать, а не учить понимать прочитанное, анализировать, мыслить, как бы нам этого хотелось. Потому что конечная цель — это оценка, и именно она является решающим фактором при поступлении в вуз. Знаний это прибавляет незначительно, разве что навыков. Программа Института им. Вейцмана — отличное начинание, поскольку она стимулирует детей думать, развиваться, проявлять любознательность — и тогда им ничего не помешает добиться любых целей и наград. Занятия с профессорами, у которых за плечами годы опыта, имеют намного больше смысла, чем зубрёжка ответов на вопросы психотеста».

Звёздный путь будущих израильских гениев более тернист, чем российских, хотя бы из-за тайминга. Между окончанием школы и поступлением в вуз молодёжь ожидает обязательная трёхлетняя служба в армии, освобождение от которой можно получить в исключительно редких случаях.

Выдающиеся интеллектуальные способности в перечень этих случаев не входят. Само собой, что за столь внушительный перерыв, наполненный армейской муштрой и бытом, школьные знания успевают основательно выветриться из головы будущих студентов. Поэтому нередко ребятам требуется дополнительный год на то, чтобы нанять частных репетиторов и подготовиться к единому психометрическому экзамену, который является обязательным условием поступления во все государственные и в большую часть коммерческих вузов страны.

Таким образом, средний возраст абитуриента в Израиле существенно выше российского — не 18 лет, а в лучшем случае 22. А то и все 25.

В перерыве на армию гению потеряться проще простого, а если ещё и нет денег на подготовительные курсы, то шансы попасть в университеты страны и прославиться на весь мир тают буквально на глазах. Образование в государственных вузах платное, причём стоимость обучения зависит от престижа заведения и выбранного факультета.

«Команда гениев» станет первым в своём роде экспериментом по моментальному погружению учеников средней школы в самую гущу университетской учёбы. Кроме того, если ребятам всё же поддастся гранит науки, то они имеют реальные шансы значительно повлиять не только на будущее Нобелевской премии, но и на своё собственное: в случае успеха проекта «школьные студенты» могут получить возможность поступить в университеты страны сразу после школы. Это не отменяет армейскую службу, зато, получив академическую степень, будущие знаменитости смогут пройти службу в спецчастях, максимально соответствующих избранному направлению научной деятельности.

Внесут ли имена 15 юных израильских талантов в перечень лауреатов престижных мировых премий ― пока неизвестно, но, возможно, «отличник» постепенно перестанет быть синонимом «зануды» для израильских школьников, а школьные тесты вместо скучной обязаловки станут шансом на счастливый билет.