Вы здесь: Главная > Церковь хочет госфинансирования. И она его получит

Церковь хочет госфинансирования. И она его получит

Заявление, сделанное вчера президентом Дмитрием Медведевым на совещании в Барвихе, можно рассматривать как сенсацию, но отнюдь не с точки зрения продвижения религиозных предметов в школу. Хотя рабочее совещание было посвящено именно теме введения в школьную программу основ религиозной культуры (в который раз!), а в армию — института военного духовенства. Дмитрий Медведев поддержал оба предложения. И даже намечены конкретные шаги и сроки.

Во-первых, пока это не поголовное обучение, а очередной эксперимент. Что кажется вполне оправданным, ибо концепция, опять же в очередной раз, несколько изменилась. Детям на выбор предложат изучение основ конкретной религиозной культуры (православие, ислам, иудаизм, буддизм), истории религий или основ светской этики. Обучение в рамках эксперимента предполагается начать весной 2010 года и при положительных результатах в 2012-м перейти к полномасштабному «духовно-нравственному воспитанию» — так будет называться новая область. Пока же ДНВ охватят 18 регионов, по одной параллели в каждой из примерно 12 тысяч школ — предположительно 4-й класс.

Во-вторых, выбор детей и родителей (для детей до 14 лет) будет строго добровольным, предмет войдет в необязательную часть учебного плана, которая не подлежит итоговой аттестации (ЕГЭ) и формируется школой по согласованию с родителями (но, будучи «сформированной», является обязательной для посещения).

В-третьих, заниматься ДНВ будут исключительно светские учителя.

Что ясно: что церковь и государство в лице Министерства образования изрядно поработали над выработкой компромиссного решения. Патриархия смирилась с соперником в виде истории религий (о чем еще недавно не хотела и слышать) и с необязательно-обязательным статусом предмета (церковная концепция «Духовно-нравственной культуры» предполагала 2 урока в неделю в рамках базового курса на протяжении всех лет обучения в школе). Министерство образования и науки изжило (или на время придушило) свои подозрения в вероучительных мотивациях всевозможных «основ религий» и перестало настаивать на факультативности занятий.

Что неясно: да то же, что и было — что, собственно, собираются преподавать детям под видом основ религиозной культуры? Пригодного учебника как не было, так и нет, его только собираются писать (опять же неясно кто: то ли созданная недавно патриархом Кириллом редакционная коллегия под водительством протодиакона Андрея Кураева — но он обещал создать учебник года через три, а эксперимент запускается будущей весной; то ли этим озаботится министерство, то ли усилия будут совместными — но об этом ни слова). Причем для начала, как сказал министр образования Андрей Фурсенко, необходимо создать учебник для учителей.

Однако если по «Основам православной культуры» нет пристойного учебника, но есть масса неважных и откровенно плохих (что тоже небесполезно для процесса), то по основам этики (для 4-го класса!) нет вообще никаких. Да еще и учителей в придачу. Между тем, с началом эксперимента в школах должны будут появиться по три новых специалиста — по каждому из трех предложенных на выбор предметов.12 тысяч школ — это 44 тысячи учителей, подсчитало Министерство образования. На переподготовку потребуются сотни миллионов рублей, сказал глава ведомства (и это, заметим, в период кризиса).

А кто будет «переподготавливать»? А писать учебник для учителей? Участники совещания в такие ничтожные подробности не углублялись, а это весьма интересный вопрос. Не скажу про преподавателей этики и специалистов по истории религий, но вот учителей ОПК готовят в основном на трехмесячных (хорошо если полугодовых) курсах, организуемых епархиями, иногда самостоятельно, иногда вместе с региональными органами образования (и готовят крайне неряшливо). Если «переподготавливать» будут они же или, например, на теологических факультетах светских вузов, тоже чаще всего тесно связанных с епархиями, то сбудется заветная мечта церковного руководства, которую в последнее время все чаще не стесняются высказывать вслух — мечта о госфинансировании. Вот тут-то общество, может, и вздохнет с облегчением — ну какие же резоны торопиться с «переподготовкой» да и с написанием учебника, когда идет такая пруха? Впрочем, возможно и другое — патриархия захочет еще глубже запустить свою руку в государственный кошелек: аппетит, как известно, приходит во время еды.

ОПРОС: Нужно ли в школах преподавание религии?